Транспортировка длиною в 10 лет

Два года назад в России завершилась наисложнейшая операция по транспортировке особого негабарита, длившаяся 10 лет. Столько времени занял процесс возвращения «острого» зрения телескопу, находящемуся в обсерватории поселка Буково в Карачаево-Черкесии. Праздник для российской астрономии случился 14 февраля 2018 года, когда в Специальную астрофизическую лабораторию РАН наконец-то подняли гигантское зеркало для крупнейшего российского Большого телескопа азимутального (БТА).

25 марта 1960 года Совет министров по инициативе АН СССР постановил создать комплекс с телескопом-рефлектором, главное зеркало которого достигало бы диаметра 6 метров. Именно тогда началась история знаменитого БТА. Головным исполнителем по отливке стекла был назначен Лыткаринский завод оптического стекла. Выбор места строительства пал на Главный Кавказский хребет около горы Пастухова.

Из подмосковья главное зеркало планировали транспортировать летом 1974, тогда, когда завершили основное строительство телескопа. Были созданы три зеркальные заготовки, масса каждого достигала 70 тонн. Первую заготовку охлаждали девять месяцев. Такое охлаждение оказалось слишком быстрым, и стекло треснуло. На охлаждение второй потратили более двух лет – первое зеркало телескопа было сделано именно из нее.

Ввиду особой ценности столь необычного негабаритного груза, на Кавказ сначала было решено переправить соответствующий по массе и габаритам макет. Этот опыт указал на необходимость укрепления некоторых мостов, расширения части дорог и защиты контейнера от попадания молнии в процессе транспортировки.

Только после завершения всех профилактических работ зеркало погрузили на баржу и отправили через канал Москва-Волга, по самой Волге, по Волго-Донскому судоходному каналу до Ростова-на-Дону.

Перевозка негабарита шла без проблем до тех пор, пока дорога не пошла в гору – тогда и начались сложности. Мощнейший армейский тягач «Ураган» буксировал 43 тонны: зеркало на специально изготовленном прицепе, подпираемом позади тяжелым бульдозером. 21 августа 1974 года зеркало доставили на телескоп. Сданный в опытную эксплуатацию в ноябре того же года, этот оптический телескоп остается крупнейшим в Евразии и по сей день.

Однако первое установленное зеркало оказалось бракованным и прослужило недолго: при производстве были допущены нарушения, и в теле обнаружились пузыри, а параболическая форма поверхности объекта имела отклонения. Именно поэтому в 1979 году зеркало заменили на другое – оно служит и по сей день. Первое же зеркало поместили в контейнер, и почти 30 лет оно пролежало около купола телескопа.

По прошествии лет свойства второго зеркала постепенно стали теряться. Его снова и снова покрывали алюминием, что приводило только к существенным повреждениям поверхностного слоя и его коррозии – таким образом, было утрачено 70% отражающих возможностей поверхности.

В 2007 году было решено транспортировать первое зеркало обратно на Лыткаринский завод для переполировки с использованием современных технологий. Стоимость работ по реконструкции составила более 200 млн рублей. Модернизация заключалась преимущественно в коррекции кривизны поверхности, и, несмотря на то, что верхний слой зеркала был частично снят,  пропорциональное соотношение толщины и ширины осталось 1 к 6. Изменения были призваны изменить функцию рассеяния точки, то есть способность телескопа аккумулировать свет в одной точке.

Реконструкционные работы завершились лишь осенью 2017, и в ноябре зеркало торжественно передали Российской академии наук, однако зеркало до последнего оставалось на территории завода-изготовителя.

Компании-перевозчику продолжительное время не давали разрешение на провоз зеркального негабаритного груза по части мостов Ростовской области. В начале 2018 возникли сложности при согласованием транспортировки с ГИБДД из-за перегрузки дорог автомобильным транспортом. Но наконец, 8 февраля, в День науки, зеркало погрузили на специализированный трейлер и в течение пяти суток доставили в Карачаево-Черкесию в поселок Буково.

Почти на финише негабаритный груз снова встретил препятствие: оказалось, что диаметр трейлера с зеркалом не проходит по габаритам в ворота КПП обсерватории. Тогда местным рабочим пришлось разобрать кирпичную кладку строения.

При подъеме зеркала по серпантину к телескопу из-за наличия на дороге льда пришлось сделать остановку у смотровой площадки, чтобы посыпать дорогу песком. Через несколько часов зеркало было доставлено к телескопу и разгружено с помощью специального крана, находящегося здесь еще с 1970-х годов.

Транспортировке особого негабарита, длившаяся 10 лет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *