Сквозь тернии к звездам

Речь опять пойдет о Scheuerle. Не знаю существует ли еще такой завод самоходной и прицепной техники, который с таким же энтузиазмом берется за каждый новый сверхсложный проект. Как-то Европейская южная обсерватория (ESO) решила раскрыть тайны вселенной и запустить проект ALMA (Атакамское поле миллиметровых и субмилимировых антенн). Как может догадаться пытливый читатель, это поле находиться в Атакаме, что является пустыней в северных высокогорных районах Чили. Учитывая факт, что поле в Чили, а завод Шоерле в Германии, встала задача доставить специальный телескоповоз на место службы. Вы спросите, какой еще телескоповоз и к чему он в пустыне, но обо всем по порядку.

Разум ученых Европы в ассоциации с коллегами из Азии и Северной Америки придумал идеальный инструмент для изучения тайн мироздания. Задача — если просто узнать, что было первым курица или яйцо, а если не так просто, то с помощью шестидесяти шести радиотелескопов диаметром 12 и 7 метров, работающих на волнах длинной 0,3 — 9,6 мм, получить представление о создании вселенной и разных звезд и планет в частности. Астрономов в этом мире не много, так что пройдем в Википедию для изучения теории Интерферометров. Вот кстати это поле.

Стоимость проекта более 1.000.000.000 (миллиард долларов). Так вот вся суть столь дорогого проекта — получения «объемной» и сильно увеличенной картинки, для этого потребовалось 66 телерадиоскопов, которые действует как единое целое и управляются из центра. Чтобы задача была успешно выполнена, мало иметь 66 телескопов в пустыне, их надо постоянно перемешать на расстояние до 16 км. И тут кроме первой задачи по доставке телескопов появляется вторая — кто будет двигать их днем и ночью в пустыне на плато высотой 5000 м над уровнем моря в разряженном воздухе? Шоерле спешит на помощь!

Чуть подробнее о телескопах. Каждый из них имеет вес от 110 тонн до 120 тонн, диаметр каждого 7 и 12 метров. Так вот сразу получаем задачу — изобрести некое самоходное средство, у которого есть возможность погрузки-разгрузки таких махин, наличие полного привода (всё же пустыня — не автомагистраль) и максимальная экономичность, к сожалению заправок в пустыне Атакама пока нет.

Итак встречайте — Scheuerle ALMA Transporter, таких пока построено два, каждый из них имеет собственное имя — Otto и Lore в честь Отто Реттенмайера и его жены. Из их преимуществ — полный привод на 28 колес, грузоподъемность в 120 тонн, два дизеля по 500 кило ватт и уникальная система погрузки и разгрузки телескопов. Максимальная скорость — 24 км в час. Вот принцип работы при погрузке, взятый с сайта membrana.ru.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *