Негабаритные хроники. Сказ о МАЗ-535

Немного углубимся в историю. Сегодня рассказ пойдет о машине — символе эпохи, точнее о самой первой модификации, о МАЗ-535. В 1950-х годах как никогда остро встал вопрос о создании новых современных большегрузных транспортных средств, ведь на дворе была холодная война и постоянно требовалось таскать туда-сюда ракеты. Тогда и вышло скучное постановление совета министров «О совершенствовании и создании новых образцов артиллерийских систем и тягачей». Далее директива ушла на заводы МАЗ и ЗИС. А что вышло в итоге мы расскажем в этой статье.

Задача стояла непростая — авто тягач с колесной формулой 8х8, который может буксировать грузы массой 10 тонн. Клиренс — не менее 50 см, а максимально преодалеваемый подъем — 30% и броды до 1,5 метров. Быть простым в управлении, маневренным и экономичным, в общем, быть пригодным к военной службе в условиях советского бездорожья.

Для разминки на Минском автомобильном заводе под руководством многоуважаемого Б.Л. Шапошникова был построен одноосный чудовоз МАЗ-529В «скреппер», который мог работать лишь в сцепке с полуприцепом (чтобы понять, что это за чудо-машина, лучше посмотреть фото) и МАЗ-528 — тягач для работы с навесным бульдозерным оборудованием. Колесная формула была 2х2 и 4х4 соответственно.

Обе разработки в будущем стали базами для разнообразной спецтехники: 529й — возил ракеты, а 528й стал базой для внедорожной техники. Правда, как у любых экспериментальных разработок, у каждой были свои минусы. Но в будущем они оба пошли в серию и один стал первой моделью завода Белаз, а второй превратился в МоАЗ-546. Но разговор сейчас не о них.

Так вот, в 1956 году были выпущены первые опытные образцы МАЗ-535 — полноприводные тягачи с двигателями мощностью 375 л.с. для буксировки ракет массой 10 тонн. Модификацию 535 и 535А можно назвать балластными, ибо они не имели седельно-сцепного устройства, а вот выпущенная позже модификация 535В имела такую возможность. Основной полуприцеп — МАЗ-5248, его грузоподъемность была 25 тонн. Как можно догадаться, все полуприцепы и тягачи того времени строились под определенные цели, а конкретно эта сцепка — под перевозку оперативно-тактической ракеты 9М71 «Темп». А МАЗ-535А использовался как тягач транспортных тележек ракет Р-12, Р-14, РТ-15, Р-26, ГР-1, Р-36.

Дальше больше. В 1958 году Борисом Шапошниковым разработан седельный тягач МАЗ-537, легенда Советского Союза, тягач, который до сих стоит на вооружении вооруженных сил Российской Федерации. Его сердце — Д-12-525 мощностью 525 лошадиных сил. Максимальная нагрузка на седло — 25 тонн. А общая масса автопоезда — около 86 тонн.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *