Логистическая кухня: как перевозят негабаритные грузы на производственных площадках

Одной из самых сложных логистических задач на промышленных предприятиях является организация внутренней логистики производства, в том числе транспортировка сверхтяжелых и негабаритных грузов.

На металлургических заводах это могут быть, например, ковши с жидкой сталью, чугунные слябы весом до 350 тонн, в энергетическом машиностроении – турбины или 400-тонные парогенераторы, на судостроительных предприятиях – секции судов и ледоколов по 1300 тонн.

В 1970-х для безопасной и оперативной перевозки такого громоздкого негабаритного груза машиностроителями в Германии были созданы тяжеловозы-универсалы, которые первоначально производились фирмами Scheuerle и Kamag.

Эти тяжеловозы – автотранспортное средство. Они функциональнее железнодорожной техники и бюджетнее в содержании и обслуживании. Для успешного функционирования автотяжеловозов обязательно наличие крепкого дорожного покрытия и большого пространства для маневров на пути следования машины, при работе которой в две смены с ее полноценной эксплуатацией вполне справятся всего два водителя.

Различные отрасли промышленности наградили тяжеловозы самыми разными названиями. Они известны под именами моноблоков, индустриальных транспортеров, самоходных платформ. Также встречаются варианты названий в зависимости от вида перевозимого груза: их называют транспортерами контейнеров, ломовозами, автосталевозами, автобадьевозами. Эти тяжеловозы, несмотря на название, являются самоходными автомобильными транспортными средствами со встроенными дизельными двигателями мощностью 650 лошадиных сил, разнонаправленным рулением, гидравлической подвеской, очень прочной стальной несущей рамой и качающимися колесными осями. Эти транспортеры способны преодолеть уклон дороги до 15% и развить скорость с грузом до 15 км/ч, благодаря гидростатическому приводу мотора.

Некоторые из промышленных предприятий, таких как Оскольский электрометаллургический комбинат (1984 г.) и Белорусский металлургический завод (1986 г.), были специально спроектированы для применения во внутренней логистике только автотраспортировки, без железнодорожного полотна. Здесь и были в полной мере испытаны все достоинства автотяжеловозов.

Основное преимущество этих монстров перевозки негабарита заключается в их крайне высокой грузоподъемности. Один универсальный тяжеловоз способен поднять и перевезти груз весом до 1300 тонн. При этом риск повреждения груза при транспортировке минимален, а благодаря системе гидравлической подвески распределение нагрузки происходит по всем колесным тележкам равномерно.

Автотранспортеры довольно маневренны, и могут разворачиваться на месте за счет технологии электронного управления рулением колес, к тому же им не требуется специального дорожного полотна или особого покрытия. Автотяжеловозы способны выполнять свое предназначение в комбинации с другой техникой подобного образца для транспортировки сверхтяжелого груза как в механической сцепке, так и на некотором удалении друг от друга.

Такие транспортные средства могут перевезти абсолютно любой негабаритный груз самой невероятной тяжести – в частности, поэтому их называют универсалами. Чтобы зафиксировать груз и установить его на платформе надлежащим образом, на автотранспортере используют специальный грузовой поддон, который позволяет универсалу самостоятельно, не прибегая к помощи крана, разгрузить или погрузить содержимое, которое хранится на таком поддоне. По-другому эти грузовые поддоны называют кассетами, ложементами или паллетами – тяжеловоз подъезжает под них, при помощи гидравлической системы поднимает основание вместе с грузом, транспортирует в нужное место и производит разгрузку тем же методом.

В случаях перевозки насыпных грузов поддон может выполнить и роль кузова с самосвальным механизмом, для этого платформа транспортера проектируется с включением встроенных гидравлических цилиндров, предназначенных для подъема и опрокидывания кузовной части. Такой съемный самосвальный кузов позволяет экономить много времени и сокращать издержки при реализации логистических операций: например, вместо того, чтобы ожидать загрузки или разгрузки содержимого кранами или грейферами, универсал в это же самое время может оставить съемный поддон-кузов, а сам переместиться в другое место для транспортировки уже следующего груза. Такое логистическое решение, например, на металлургических предприятиях, позволяет сократить издержки вплоть до 50% в сравнении с применением обычных методов использования дорожных прицепов и грузовиков-самосвалов, что в значительной степени снижает общую себестоимость производимой предприятием продукции.

С использованием крана разного рода грузы можно также размещать непосредственно на платформе, не используя при этом поддоны. В этом случае груз фиксируется специальными приспособлениями: стропами и держателями.

По желанию заказчика в случае, если того требуют особенности предстоящего к перевозке негабаритного груза, конструкция гигантских тяжеловозов может быть изменена, чтобы эффективнее и точнее выполнить узкоспециализированную задачу по перевозке. Например, для транспортировки сталь-ковша, содержащего жидкую сталь температурой 1600 °С, платформа самого автотранспортера покрывается футеровкой, то есть специальным огнеупорным бетонным покрытием. В случае, если существуют условия ограничения габаритов техники по высоте, конструкция тяжеловоза может быть спроектирована с опущенной центральной частью платформы.

Автотяжеловозы-универсалы популярны потому, что просты в управлении, обслуживании и эксплуатации: для полноценного функционирования технической единицы в одну рабочую смену для ее обслуживания необходим всего один водитель. При поставке техники персонал предприятия-заказчика проходит специализированное обучение, которое позволяет компании самостоятельно эксплуатировать и обслуживать тяжелый автотранспорт, проводить его периодический технический осмотр и собственными силами устранять небольшие неисправности.

При надлежащей эксплуатации и своевременном тщательном техническом обслуживании срок службы автотяжеловозов можно назвать неограниченным. На данный момент известны примеры успешной эксплуатации такой техники в течение тридцати лет. Во всем мире работает огромное количество тяжеловозов-универсалов, которые обеспечивают транспортировку самого необычного негабаритного груза для внутренней логистики промышленных предприятий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *