Летающий кран

В этой статье мы расскажем о самом тяжелом летающем»тяжеловозе». Хотя само понятие «тяжеловоз» некорректно по отношению к предмету поста: наш герой «перевозит» грузы по воздуху. Итак…

Начнем, пожалуй, с определения из энциклопедии: «Летающий кран — вертолёт, предназначенный для транспортировки грузов на внешнем подвесе. Летающий кран специальной постройки не нуждается в объёмной грузовой кабине, поэтому его грузоподъёмность выше, чем у вертолёта общего назначения с той же силовой установкой. Гражданские летающие краны применяются в строительстве в отдалённых районах, при монтажных работах в высотном строительстве, при вывозе леса с горных лесосек.»

И всё же встает вопрос: зачем они нужны? Их не используют при работах в черте города. Но при перевозке грузов в местах, где вместо городов тайга, а дороги заменяют козьи тропы, летающие краны спешат на помощь. На рынке перевозки грузов вертолетами перевозят как сами летающие краны (их отличает особый вид фюзеляжа и кабина для крановщика), так и обычные тяжелые транспортные вертолеты, перевозящие грузы в фюзеляже или на воздушной подушке.

Первым успешным летающим краном был Американский Hughes XH17, построенный в 1952 году. Построенный по заказу министерства обороны США, он должен был поднимать и транспортировать контейнер 4,6 тонны при собственном весе в 12,9 тонн. Кроме рекордного размаха винта в 36 метров он имел уникальную силовую установку — воздух от компрессоров ТРД подавался к камерам сгорания на концах лопастей, куда одновременно подавалось и сжигалось топливо. Хотя его рекорд по взлетной массе составил 23 тонны. Был построен лишь один экземпляр. Позже был анонсирован XH28 с максимальной взлетной массой в 47 тонн, но он остался на бумаге и в деревянном макете. К сожалению, такой амбициозный проект не имел продолжения и был свернут.

Из вертолетов с фюзеляжем в форме летающего крана на данный момент самая популярная модель — Sikorsky S-64 Skycrane. Создан он был в 1962 году. Машина была спроектирована по модульной схеме. Вертолёт оснащался высоким шасси, что давало разнообразные варианты использования вертолета: как для перевозки на воздушной подвеске, так и на модульной площадке. Мин. обороны США сразу приобрело 105 вертолетов, присвоив им обозначение CH-54. Вертолёты использовались в ходе боевых действий во Вьетнаме, в частности, для эвакуации поврежденных самолетов и вертолетов. Его грузоподъемность — около 9 тонн, и кроме романтических задач по установки ЛЭП на фоне горных пейзажей и боевых задач, он широко используется в тушении пожаров.

Но всё же, в 21 веке в фаворе более универсальная техника и все меньше непротоптанных тропинок, куда можно попасть лишь на вертолете, да еще с чем-то тяжелым, требующим уникальных транспортных решений. И сегодня самым распространенным «летающим краном» в мире (хотя и с фюзеляжем обычного вертолета) является Boeing CH-47 Chinook. Его максимальная грузоподъемность — около 12 тонн. В данный момент более двадцати стран мира содержат такие вертолеты на военной или гражданской службе, а вариантов вертолета более 10. За 49 лет службы было создано 1,100 машин.

Но все же перейдем к нашей советской истории. Как всегда в СССР стояла задача обогнать и перегнать буржуев. Итак, встречайте гордость СССР Ми-10 или «изделие 60», HARKE по НАТОвски или летающий кран. Разработан в 1961 году и уже через 2 года принят на службу, точнее на вооружение. Максимальная грузоподъемность этого вертолета составляла 15 тонн. Как всегда, задачи стояли достаточно банальные для времен холодной войны — перевозка крылатых и баллистических ракет.

Продолжим о Ми-10. Вертолет был разработан в конструкторском бюро Миля и выпускался с 1964 по 1969 годы. Тогда МИ-10 по праву считался вершиной инженерной мысли. В 1965 вертолет продемонстрировали миру на авиасалоне «Ле Бурже», где тот произвел настоящий фурор.
В последствии из-за сложной системы крепления груза решено было отказаться от идеи возить ракеты вертолётами и проект оказался на грани закрытия. Выпуск серийного Ми-10, начатый в 1964 году и закончившийся в 1969, составил всего 24 единицы. Широкого применения эти машины не нашли, так как фиксация груза гидрозахватами требовала оборудования грузов ответными узлами.

Вот что писали о нашем вертолете в западной прессе:
«Одной из крупных сенсаций салона был показ русских вертолетов… Демонстрация… была настолько величественной, что заставляла забыть о «тяжеловесности» этих машин. В особенности это касается Ми-6 и Ми-10.» Авиасьон, Франция.
«Американская промышленность не может противопоставить что-либо советскому Ми-6 с его 120-ю пассажирами или «летающему крану» Ми-10, который может нести 15 т груза… на платформе, зажатой между аистовыми ногами шасси.» Экономист, США.
«При создании большого Ми-6 и «летающего крана» Ми-10 были решены такие инженерные проблемы, к которым до сих пор не осмеливаются приблизиться конструкторы западных фирм.» Интеравиа, Швейцария.

Характеристики МИ-10 таковы:
Грузоподъемность: 12 тонн (или 15 с учетом массы топлива)
Длина: 41,89 м
Длина фюзеляжа: 32,86 м
Высота: 9,9 м с остановленным винтом
Расстояние от земли до нижней точки фюзеляжа: 3,73 м
Масса пустого: 27 100 кг
Максимальная взлетная масса: 43 550 кг
Максимальная скорость: 235 км/ч
Крейсерская: 220 км/ч (180 км/ч при массе 38 000 кг и более)
Продолжительность полета: 1 ч 30 мин
Скороподъемностсь: 6,3 м/с
К сожалению, сегодня МИ-10 уже не используют. Последний полет был в 2009 году.

Ну и напоследок видео, где вертолет МИ-10К (модификация МИ-10 с короткими ногами и дополнительной кабиной пилота под фюзеляжем) монтирует телевизионную вышку в Венгрии. В отличие от своего родителя МИ-10, модификация МИ-10К используется в работе по сей день.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *