Космические гиганты

Испокон веков человека манил космос. В настоящее время главным объектом для изучения космического пространства является телескоп. Их строят вдали от посторонних глаз, где нет шума и лишнего света, в безлюдных пустынях и на вершинах гор. Конечно, строительство в такой местности представляет собой огромную сложность. Как же доставляют в такие отдаленные точки огромные, хрупкие и весьма дорогостоящие запчасти телескопов? Мы расскажем о совершенно уникальном и необычном транспортном средстве, предназначенном для перевозки огромных радиотелескопов.

Космические тяжеловесы – узкоспециализированные транспортеры ALMA

Создание этой машины связано с постройкой радиоинтерферометра ALMA (Atacama Large Millimeter Array) в пустыне Атакама (Чили) в 2013 году.

Названа эта 130-тонная машина ALMA-транспортёр, разработкой и созданием которой занималась компания «Scheuerle» по специальному заказу Европейской организации астрономических исследований в Южном полушарии (ESO). Данный транспорт был предназначен для доставки огромных антенн и зеркал телескопа. Поэтому помимо внушительной грузоподъемности и габаритов, машина обладала невероятной плавностью и безопасностью. Ведь любое неверное движение при транспортировке грозило порчей дорогостоящих агрегатов.

Транспортер ALMA Otto

Строительство астрономического радиоинтеферометра ALMA велось в несколько этапов и заняло почти 10 лет. Он должен был состоять из 66 радиотелескопов 12-ти и 7-метрового диаметра. Некоторые радиоантенны весили около 115 тонн и требовали бесперебойного электропитания в дороге.

Транспортер ALMA Otto для перевозки радиотелескопов

Доставка требовалась быть очень бережной и аккуратной. Транспортер, преодолевавший 28 км пути в гору, требовался максимально стабильным и устойчивым.

Для этого инженеры сконструировали два одинаковых транспортера, получившие свои имена — Отто и Лора (Otto и Lore). Каждый имел 28-колесную базу, длину 20 метров, ширину 10 метров и высоту 6 метров, два дизельных двигателя по 700 л.с. и «пустую» массу 130 тонн. Также их снабдили специальными тормозными, стабилизирующими и предохранительными системами, чтобы эти титаны могли с точностью до миллиметра удерживать на себе антенны, подключенные к источнику питания.

Транспортер тяжеловес ALMA Otto

Водителям транспортеров пришлось нелегко. Их путь проходил на большой высоте над уровнем моря, поэтому машины приходилось вести в кислородных масках. В условиях разряженной атмосферы двигатели едва «выжимали» из себя 450 л.с. (вместо 700), чтобы подняться на высоту 5000 над уровнем моря. Автомобили двигались очень медленно, скорость не превышала 12 км/ч.

Транспортеры ALMA Otto и lore

Точность и аккуратность доставки достигалась при помощи дистанционного управления. Во время различных «деликатных» маневров, водители могли покидать кабину и контролировать рабочие процессы с помощью джойстиков и пультов дистанционного управления.

Доставку первой антенны для ALMA осуществили в июне 2008 года.

Транспортеры для радиотелескопов ALMA Отто и Лора

При прибытии на место назначения, транспортеры использовали
лазерные и ультразвуковые маркеры и детекторы, чтобы произвести установку антенн в места, специально подготовленные для каждой. Бетонные площадки были специально оборудованы силовыми и оптоволоконными соединениями. С каждой доставкой антенн на плато появлялось все больше. Для этого на грузовиках были предусмотрены специальные датчики столкновения. Бортовые компьютеры указывали водителям безопасные транспортные маневры, предотвращающие различные столкновения.

За 5 лет эти необычные транспортеры Отто и Лора доставили на место все 66 антенн, ни разу не попав в аварию или опасную ситуацию. Благодаря разработке «Scheuerle» человек стал еще на один шаг ближе к космосу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *