История легендарного тягача 3Scammell 100 ton

Клиент всегда прав, даже когда речь заходит о перевозке самого необычного негабаритного груза. Так в середине 1928 года решили Персиваль Хью, директор по разработкам компании Scammell, и
конструктор Оливер Норт, согласившись решить поставленную клиентом, компанией Marston Road Services или MRS Ltd., задачу. Миссия состояла в обеспечении организации перевоза партии
паровозов в Ливерпуль для последующей отправки судами в Индию и Пакистан.

В результате в 1929 году увидел свет гигантский транспортер, паспортная грузоподъемность которого сначала обозначалась 65, а потом и 100 тоннами. Первоначально этот исполин был оснащен двигателем мощностью всего лишь в 86 л.с. Стоит упомянуть, что впоследствии вес его рекордного груза составит 165 тонн.

Созданный командой всего за восемь месяцев транспортер Scammell 100 ton преимущественно состоял из стандартных существующих узлов, используемых в поточном производстве и имевшихся в наличии в большом количестве: мотор, 4-ступенчатая КПП, передний мост тягача, колеса и шины. Но к данной комплектации все же было кое-что добавлено.

Тягач автопоезда

Обратите внимание на изображение тягача. Видите, сколько колес на задней оси? Кажется, четыре? Но на самом деле – восемь: внутри рамы прячутся два двускатных колеса. Таким образом, емкость восприятия нагрузки на задний мост по расчетам достигает 40 тонн, при возможном некотором дополнительном запасе с учетом меньшей скорости.

Второй модификацией элементов стало использование дополнительной КПП. Стандартная коробка функционирует на промежуточный дифференциал, сблокированный с двухступенчатой
понижающей КПП – одна передача рассчитана на «пустое» передвижение, вторая ориентирована на груженый вариант. Разница понижения была довольно сильной: максимальная скорость движения пустого тягача достигала 8 – 9,6 км/ч, а груженый автопоезд развивал скорость до 3,2 км/ч.

Также модель обладала огромными барабанными тормозами на валах промежуточной коробки, обеспечивающими надежное удержание тягача на всех попадающихся на пути уклонах. Причем
тормоза управлялись двумя способами – обычной педалью и выведенным ручным штурвалом.

65-тонный тягач, транспортирующий «легкий» паровоз

Первая собранная машина соединялась с одноосным прицепом, устроенным по схеме ведущей оси тягача, однако, паспортная грузоподъемность была обозначена не в 88 тонн при возможности
передней оси выдержать 8 тонн, а в 65 тонн – лимит определили с учетом вычета массы автопоезда. Заказчиков параметры устраивали, так как отвечали величине первой партии транспортируемых паровозов: было создано два 65-тонных тягача и перевозка прошла успешно. Но со временем размеры паровозов росли, тягач переставал справляться с такой негабаритной нагрузкой и требовал усовершенствования.

Обновленный автопоезд с зачехленным перевозимым оборудованием

Новая модель имела не только удлиненный капот, но и прячущийся под ним шестицилиндровый двигатель на 106 л.с. вместо четырехцилиндрового на 80-86 л.с., и сопрягалась с новым двуосным
прицепом, что позволило довести грузоподъемность конструкции до 100 тонн. Такая реновация позволила четырем «стотонникам» перевозить почти любые паровозы вплоть до 50-х годов и
обеспечила транспортировку почти тысячи железнодорожных тяжеловесов.

Страница из истории Scammell 100 ton

Очень интересен способ связи, который использовали операторы, обслуживающие перевозки: специально для них в Scammell 100 ton оборудовали телефонную связь! Для прохождения поворота, при котором ось могла поворачиваться, было необходимо подруливание специальным человеком, для которого сзади даже построили вторую кабину. Изначально они пользовались свистками и имели условный код для передачи друг другу сигналов, но этот способ не
зарекомендовал себя как удобный или надежный, но даже оказался опасным. Поэтому вопрос коммуникации был решен вводом в эксплуатацию телефонной линии между кабинами.

Эти гиганты усердно работали до середины 50-х, перевозя не только паровозы, но и другой негабаритный груз: трансформаторы в Манчестер, 165-тонное оборудование для металлургического завода и даже 85-тонного кита! Позже они были списаны по возрасту и износу.
До настоящего времени уцелел только один Scammell 100 ton, который экспонируется в музее.

Музейный экспонат Scammell 100 ton

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *